Форум » Задания » антропогенез » Ответить

антропогенез

утина виктория: ВВЕДЕНИЕ Тема работы «Антропогенез[1] – древние люди» интересна и актуальна, не смотря на то, что, казалось бы, на эту тему все уже сказано. Как давно возникли пер-вые люди? Иными словами, велик ли возраст человечества? Современная наука ответила на эти вопросы. На осно-вании данных палеонтологии [2], антропологии[3], геологии [4], и археологии[5] было установлено, что отдаленными пред-ками человека являются человекообразные обезьяны, про-изошедшие в свою очередь от обезьян, живших во второй половине третичного периода кайнозойской эры[6] и на-зываемых дриопитеками. В конце третичного периода ис-тории Земли, на протяжении пяти-шести миллионов лет, предки человека прошли в своем развитии стадию так называемых австралопитеков, плезиантропов — ископаемая африканская человекообразная обезьяна, в анатомическом отношении очень сходная с человеком) и парантропов — ископаемая человекообразная обезьяна, жившая в Африке, близкая по строению тела к человеку). Эти прямоходящие человекообразные обезья-ны все более и более приближались в своем физическом развитии к обезьяне-человеку, превратившись в самом конце третичного периода в обезьяно- людей—питекант-ропов (от греч. «питекос»— обезьяна и «антропос» — человек). Это знаменательное событие в истории жизни нашей планеты произошло около одного миллиона лет назад. Отсюда начинается древнейшая история человечества, отсчитывается его возраст и новейший период в истории Земли, называемый многими учеными в честь «рожде-ния» человека антропогеновым (от греч. «антропос» — человек и «генус» — рождение, род). 1. ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Итак, человечество имеет возраст один миллион лет! Чтобы нагляднее представить как много прожили люди, следует оценить результат действия какого-либо медлительнейшего процесса природы, полученный за время, про-житое человечеством. Одним из медленнейших процессов природы является стирание, стачивание поверхности камня движущимся воз-духом. Подобно текучей воде, превращающей осколки камня в гладко отполированную гальку, текущий воздух — ветер также полирует поверхность тел, но несравненно медленнее, чем делает это вода, движущаяся с той же ско-ростью. Так, например, с поверхности мрамора, наиболее часто употребляемого отделочного камня, в течение столетия воздух стирает слой, равный толщине... человеческого волоса. Так медленен процесс полировки камня текучим воздухом. И что же! За время существования человечества мраморная колонна диаметром в один метр бесследно ис-чезла бы, унесенная по молекулам течением воздуха. 2. ЧТО ОЧЕЛОВЕЧИЛО ОБЕЗЬЯНУ? Ближайшим от обезьяны предком человека является питекантроп. Остатки этого существа, стоявшего в своем развитии как бы на полпути между обезьяной и человеком, были найдены врачом Дюбуа на острове Ява в 1891— 92 гг. Остатки питекантропа состояли из куска черепа, двух зубов мудрости и бедренной кости. Однако и этих немногих остатков оказалось достаточно для того, чтобы составить представление об общей структуре скелета и вели-чине черепа, который по объему, занимаемому мозгом, был у питекантропа значительно больше, чем у современ-ной человекоподобной обезьяны — гориллы. В 1922 году в Китае в Чу-Ку-Тине в юго-западном направлении от Пекина были найдены зубы, обломки че-репов и куски нижней челю-сти существ, еще более со-вершенных, чем питекант-ропы. Эти еще более близ-кие предки человека получи-ли название синантропов, что означает «китайские люди», (от лат. «Сина» — Китай и греч. «антропос»— человек). 3. СХЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА По объему черепа и ряду других признаков синантро-пы значительно дальше уш-ли в своем развитии от пите-кантропа. Объем их мозга достигал 1100—1200 кубиче-ских сантиметров, в то вре-мя как у питекантропа он не превышал 850 (объем мозга у человека около 1500 кубических сантиметров) [7]. Синантропы значительно отличались от современных людей, но тем не менее это были уже настоящие люди. Об этом красноречиво свидетельствуют слои золы от ко-стров, обломки костей животных и осколки разбитых камней, обнаруженные при раскопках останков синан-тропов, производившихся под Пекином в 1927—36 гг. Та-ким образом, синантропы пользовались огнем, умели из-готовлять из костей животных и камней грубые орудия — ножи, скребки. Полагают, что синантропы пользовались. для охоты и- защиты от диких зверей деревянными дуби-нами, но они не сохранились до наших дней. Иными сло-вами, синантропы умели трудиться, а это главное, что отличает человека от его ближайших предков — прямоходящих человекообразных обезьян. Но что же послужило причиной превращения обезьян в обезьяно-людей, а обезьяно-людей в настоящего человека? В первую очередь своеобразный образ жизни отдален-ных предков человека — высокоразвитой породы человекоподобных обезьян, дриопитеков. Эти обезьяны жили стада-ми на деревьях. Необходимость карабкаться, лазать, хва-таться за сучья возлагала на их передние конечности функции, совершенно отличные от задних. В результате эти обезьяны, вернее их потомки, перестали пользоваться передними конечностями при передвижении по земле, стали усваивать и, наконец, усвоили прямую походку. «Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку» (Ф. Энгельс). Дальнейшее развитие и совершенствование верхних конечностей в процессе исполнения ряда простейших функций вроде срывания плодов, собирания и держания пищи, постройки навесов между ветвями, употребления камней при разбивании орехов, раковин и т. д. привело к окончательному различию функций между верхними и нижними конечностями, между ногой и рукой. Однако прошло много тысячелетий, прежде чем отдаленные пред-ки человека перешли от употребления простых орудий к их изготовлению, прежде чем первый камень был пре-вращен человеческой рукой в примитивный скребок или нож. Но с первого каменного скребка, ножа или топора начался труд, повелся человек. «Рука таким образом является не только органом труда, она также его про-дукт» (Ф. Энгельс). Но рука только часть целого необычайно сложного ор-ганизма. «И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила...» (Ф. Энгельс). Развитие руки в труде развивало и самого человека, рас-ширяло его кругозор, сталкивало с другими людьми. Раз-витие труда, в процессе которого все чаще и чаще возни-кали случаи взаимной помощи, в свою очередь способство-вало сближению между отдельными членами доисториче-ского общества и, выявляя пользу совместной деятельно-сти, рождало потребность передачи мыслей друг другу, по-требность что-то сказать друг другу. Потребность создавала орган. Неразвитая гортань через длинный период времени в результате непрерывно нараставшей в процессе развития труда потребности научилась издавать членораз-дельные звуки, с помощью которых происходило сплочение членов общества и дальнейшее совершенствование труда. Так, «сначала труд, а затем и рядом с ним членораз-дельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг...» (Ф. Энгельс). В свою оче-редь развитие мозга и подчиненных ему органов чувств оказало огромное влияние на дальнейшее развитие орга-низма, все дальше и дальше отодвигая его от обезьяны и приближая к человеку в современном понимании этого слова. Введение в пищу все большего числа съедобных частей различных растений, наступившего как следствие развития смышленности и приспособляемости к условиям существо-вания, создавало «химические предпосылки очеловечения». Под химическим очеловечением следует понимать по-степенное изменение химического состава, физико-химиче-ских и других свойств соков, жидкостей и тканей организ-ма в связи с разнообразием и расширением пищевого ра-циона. В дальнейшем в потребление вошла и мясная пища. Введение мясной пищи, сократив процесс пищеварения, а также и продолжительность других процессов, соответ-ствовавших преимущественному употреблению раститель-ной пищи, способствовало дальнейшему развитию мозга. Конечным результатом употребления мясной пищи яви-лось приручение животных и применение огня. Сознательное получение огня и «всеядность» человека сделали его независимым от местности и климата, обеспечив тем са-мым расселение людей на большей земной поверхности. Однако приручение животных и добывание огня потребо-вало колоссального количества труда. Он и является на-стоящим творцом человека! Только и только благодаря труду человек выдвинулся из животных и, поднявшись над ними, сделался настоящим хозяином Земли. 4. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЛАМАРКА Учение о постепенном превращении обезьян в человекообезьян, а человекообезьян в человека является вели-чайшим достижением научной мысли, блестящим раскры-тием тайны о природе человека. Однако это достижение прогрессивной человеческой мысли было осуществлено не сразу. Первая материалистическая теория эволюции, теория об историческом развитии органического мира, была соз-дана выдающимся французским естествоиспытателем и ученым Ламарком (1744—1829). Жан-Баптист-Пьер-Антуан де Монэ, шевалье де Ла Марк, как полностью именовался он в свое время, — одна из трагических фигур научного естествознания. Вся жизнь Ламарка — яркий пример неудач, преследовавших его да-же и после смерти. Решительно выступив против господствовавшей теории постоянства видов, противопоставив идее: «Никаких изме-нений! Так было, так будет!» теорию постоянной изменчи-вости видов растений и животных под воздействием меня-ющихся условий жизни, Ламарк не нашел поддержки сво-их взглядов при жизни. Эволюционное учение Ламарка было осмеяно современниками. Всеми забытый, ослепший, больной, он умер в глубокой нищете, диктуя «основные по-ложения» итогов своей жизни дочери Корнелии — един-ственному человеку, верившему в справедливость соз-данного учения. «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец» — эти слова Корнелии, утешавшей ослепшего ученого, в известной мере оправдались. Впоследствии - учение Ламарка сыграло прогрессивную роль в развитии биологии и нашли свое дальнейшее творческое развитие. 5. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА Осмеянное современниками Ламарка и разгромленное Жоржем Кювье, в противоположность Ламарку являвшему пример сплошных удач и блистатель-ной карьеры, эволюционное учение было вновь создано и широко развито величайшим английским натуралистом, основоположником научной биологии Чарльзом Робертом Дарвином (1809—1882). В капитальной работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859), Дарвин показал, что в основе развития растений и животных лежит так называе-мый естественный отбор. Сущность естественного отбора заключается в том, что организмы, оказавшиеся в данной внешней среде более приспособленными к условиям суще-ствования, выживают, а менее приспособленные погибают. А так как условия внешней среды не являются постоянными, неизменными, раз и навсегда существующими, то не является постоянным и неизменным мир растений и жи-вотных. Они изменяются, они являются результатом исто-рического развития. Если же учесть, что процессы измене-ний длятся сотни, тысячи, миллионы лет, то становится понятным, что целесообразность всего живого, в которой одни исследователи усматривали проявление «высшего», «мирового разума», а другие лучшее доказательство «пре-мудрости творца вселенной», есть результат этих измене-ний, отбора более приспособленных к условиям жизни. Кактус и лилия, тля и медуза, аист и бабочка, многообра-зие размеров, окраски, форм — все это только «отбор». Даже «обладатель бессмертной души и божественного ра-зума» — человек и тот не представляет исключения из об-щего закона развития живых существ. Оценивая учение Дарвина, Ф. Энгельс указывал, что он «нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на при-роду, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а, следовательно, также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет» [8]. Книга Дарвина поистине явилась солнечным лучом в темном царстве систем, классификаций и учений об орга-ническом мире, которые существовали до нее. В книге бы-ли приведены многочисленные доказательства, основанные на большом количестве фактов, столь хорошо известных и знакомых каждому, что сомневаться в справедливости из-лагаемого учения было просто невозможно. И неудивительно, что первое издание книги Дарвина разошлось в те-чение одного дня после выхода ее в свет. Учение Дарвина о закономерностях исторического раз-вития живой природы, получившее впоследствии название дарвинизма, было встречено враждебно приверженцами идеализма. Антидарвинисты всячески стремились умалить, осмеять, опошлить учение Дарвина. С этой целью, например, в Германии противниками эволюционной теории была выбита свинцовая медаль, на ко-торой основоположник этой теории был изображен в ос-корбительной, карикатурной форме. Учение, в котором происхождение человека рассматривалось как историческое превращение человекоподобных обезьян, представителями религиозных культов было объ-явлено чудовищной ересью. В Соединенных Штатах Аме-рики изложение основ учения, Дарвина было запрещено за-коном в ряде штатов. США оказались и родиной специаль-ных судебных процессов, полу-чивших под именем обезьянь-их широкую известность во всем мире. Впервые такой про-цесс состоялся в июле 1925 го-да в городе Дейтоне (штат Теннесси). Он был учинен над учителем колледжа Д. Скопсом за изложение воспитанникам основных положений учения Дарвина о происхож-дении человека от обезьянопо-добных предков. В качестве обвинителя выступал бывший государственный секретарь США юрист У. Дж. Брайн. Просьба защиты о приглашении авторитетных ученых для подтверждения пра-вильности излагавшихся учителем колледжа взглядов была отклонена, и Скопс... был осужден. 6. ГДЕ НАХОДИТСЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? Вопрос о родине человечества может показаться не-сколько странным. В самом деле, можно ли говорить о ро-дине человечества, каковой для него, очевидно, является земной шар? Ведь человечество только еще подошло к осуществлению давней своей мечты о космических путе-шествиях, открывающих пути к возможному заселению других планет, в связи с чем вопрос о родине человечества приобретает действительно космическое, реальное значение. И тем не менее - говорить о родине человечества можно! Очевидно, под родиной человечества следует понимать ту часть, ту территорию земного шара, где впервые произо-шел процесс очеловечивания обезьяны. Наука нашла эту область земного шара и тем опреде-лила родину человечества. В своих исканиях она руковод-ствовалась следующими соображениями. Было установлено, что отдаленные предки человека происходят от узконосых обезьян. Поэтому вполне оче-видно, что страны света, где существование этих обезь-ян не было обнаружено, не могли являться и родиной че-ловечества. Австралия в первую очередь исключается из таких стран. Геология, археология и ряд других наук достоверно установили, что Австралия со времен глубочайшей истории Земли не имела никаких сухопутных связей с другими ма-териками. Поэтому среди животных, населяющих Австра-лию, отсутствуют не только человекообразные обезьяны, но даже и высшие млекопитающие, не считая, конечно, завезенной человеком и одичавшей собаки динго. Таким образом, Австралия не только не может быть пра-пра-пра-родиной человека, но и вообще высших млекопитающих. Не является местом возникновения человека и Амери-ка, родина широконосых обезьян. Тщательные поиски ка-ких-либо остатков человекообразных обезьян или перво-бытных орудий древнейшего человека, проведенные раз-личными учеными на материке Америки, до сих пор оста-лись безрезультатными. Древнейшие следы первобытного человека в Америке относятся к послеледниковому периоду, удаленному от наших дней полутора десятками тысяч лет. 15 тысяч лет на-зад, как полагают современные исследователи, вероятнее всего через пролив Беринга, отделяющего Азию от Амери-ки, Америка стала впервые заселяться человеком. Таким образом, родиной человечества могли быть толь-ко территории Старого Света. Из них нужно исключить всю северную часть Азии и Европы, где остатки человеко-образных обезьян не найдены до настоящего времени. Ученые полагают, что процесс очеловечивания обезьян в первую очередь связан с территориями Южной Азии и Африки. Не исключаются также территории Средней Азии, а равно и юг Европы, в частности и область Закавказья, где вблизи Баку были найдены ос-татки человекообразных обезьян. Вероятнее всего, что родиной человечества является Южная Азия. В Азии находилась колыбель человечества, выйдя из которой, оно заселило и обжило огромный ма-терик Земли. И не случайно из недр Азии на протяжении тысячелетий выплескивались волны людских потоков Не-удержимо разливаясь по территории Европы, отодвигая и тесня друг друга, они достигали и берегов Атлантическо-го океана — естественной преграды для их дальнейшего движения. Человечество постепенно расселялось по земно-му шару, осваивало его природу, обживало землю и созда-вало необходимые условия для возникновения, развития и совершенствования народов, государств, цивилизации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С незапамятных времен происхожде-ние жизни было загадкой для человече-ства. С мо-мента своего появления благо-даря труду человек начинает выделяться среди осталь-ных жи-вых су-ществ. Но спо-собность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравни-тельно не-давно - 7-8 тыс. лет назад, в начале но-вого каменного века (неолита). Весьма при-мечательно, что именно в начале нео-лита люди выходят из пещер и начинают строить по-стоянные жи-лища на откры-тых местах. Перед взором человека рас-крывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Кар-тина окружающего мира непре-рывно обогащается, так как челове-ческий разум откры-вает все новые гори-зонты. Этому способствует зарождение земледелия и ремесел. До этого времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и охот-ником, и своеобразной дичью), но по-степенно он стал отграничивать себя от природы и своим внутренним духовным миром. Вместе с этим появляется вера в то, что окружаю-щая природа - животные и рас-тения, реки и моря, горы и равнины то же одушевлена. Человек понимает, что он смертен, что одни рож-даются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает земли и полу-чает ее плоды. Прогрессивная эволюция приматов оказалась уникальным явлением в истории жизни, в итоге она привела к возникно-вению человека. Так что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажет-ся до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что та-кое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего и лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как толь-ко мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут ока-зывается, что загадочность этого явления становится тем боль-ше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездон-ность этой проблемы не отпугивает от нее, а притягивает как магнит.

Ответов - 0



полная версия страницы