Форум » Жизнь МО » формирование положительной мотивации в учебной деятельности учащихся по биологии » Ответить

формирование положительной мотивации в учебной деятельности учащихся по биологии

Ухова С.В.: Введение. Актуальность проблемы повышения учебной мотивации школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. За последнее десятилетие личность ученика сильно изменилась. По мнению П.М Скворцова главное отличие заключается в отсутствии интереса к учению. Оно перестало быть самоцелью, и часто рассматривается исключительно с меркантильных позиций: имеют ли полученные знания ценность на рынке труда? Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться И.З. Гликман называет недостаток внутренней мотивации. [3] В сложившейся ситуации «задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива». Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том , что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний. Цель - изучение и формирование положительной мотивации в учебной деятельности учащихся по биологии Задачи: • формировать учебно - познавательные мотивы; • способствовать удержанию внутренней позиции ученика; • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; • формировать самосознание и адекватную самооценку; • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. 1.Мотивация учебной деятельности. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду[4] Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД). 2.Виды мотивации: . Мотивация лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. • Положительная в двух формах: -определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) -определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности •Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любозна- тельности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) •Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей) Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: • сосредоточение внимания на учебной ситуации • осознание смысла предстоящей деятельности • осознанный выбор мотива • целеполагание • стремление к цели (осуществление учебных действий) • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Общая структура мотивации к учению : а) Познавательная мотивация Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в среднем звене встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. [5] Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной. б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко вы¬ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра¬вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано¬вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле¬дует отличать от престижной мотивации. в) Престижная мотивация . Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по¬стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при¬водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха. г) Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает¬ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы¬сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из¬бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ¬кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь¬ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не¬успеха приобретает значительную силу. Тре¬вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот д) Компенсаторная мотивация К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис¬точником тяжелых переживаний ребенка. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко¬ле, усилия учи¬теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо¬тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», по¬высить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноцен¬ности и неуверенности в себе играют положительную роль, помо¬гая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации. 3. Из опыта работы по формированию положительной мотивации в учебной деятельности учащихся на уроках биологии. В своей работе я использую следующие формы работы для формирования положительной мотивации в учебной деятельности учащихся. Наглядные пособия Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока. Пришкольный участок является материальной базой для изучения программного материала по биологии. На уроках мы используем фасоль и пшеницу как раздаточный материал при изучении темы « Строение семени однодольных и двудольных растений» В 10–х классах на уроках при изучении темы «Модификационная изменчивость» используем снопы злаковых культур. В 7-х классах знакомим учащихся с классификацией и разнообразием различных семейств. В 5-6 классах весной и осенью проводим экскурсии на учебно - опытном участке. Знакомим учащихся 1.С разнообразием растений различных семейств. 2. Весенние изменения в природе. 3. Изучаем морфологическое строение: формы листовых пластинок, типы соцветий, классификация плодов и семян. А также в нашей школе есть «живой уголок», который организован в 2000 году. Живой уголок является наглядным и разносторонним собранием живых организмов различных классов и семейств, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике и зоологии. В нём обитают различные животные:7 морских свинок, 2 хомяка, сухопутная черепаха, болотная черепаха,2 перепёлки,2кролика и семейство попугаев. Есть аквариум с рыбами. Учащиеся кормят своих питомцев, убираются за ними, не покидают их и в каникулы. Пришкольный участок и живой уголок способствуют развитию экологического воспитания, прививают любовь к природе, формируют навыки бережного отношения к ней. Рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие. Наблюдения за живыми растениями и животными увлекают ребят, помогают понять сложные взаимоотношения в природе и их закономерности. Большая коллекция комнатных растений (более 60 видов), обитатели аквариумов (рыбы, земноводные, моллюски и водные растения) являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу урока. Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным учащимися. Ребята с удовольствием проводят лабораторные работы по изучению морфологических особенностей растений с использованием своего гербария (выполненного в начале учебного года или даже в младших классах). Исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская работа требует от ученика умения проблемно мыслить, выстраивать логическую последовательность действий, способствует воспитанию целеустремленности. Проблема, затронутая в работе, и ее решения должны быть оригинальными и актуальными. Ценным является творческий характер, новые идеи. Главное при выборе темы предстоящего исследования – ее соответствие интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Анализ и систематизация результатов оформляется обычно в форме таблиц, диаграмм, обязательно обсуждается с авторами работ. В ходе такого обсуждения школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и примененными действующими факторами. Выводы в работе должны быть точными, отражающими конкретные рекомендации, по решению той или иной проблемы. Высокий научный уровень работ позволяет им занимать места на городских научно-практических конференциях. Результатом научно-исследовательской деятельности учащихся представляются в виде творческих работ на районных и городских и городских научно- практических конференциях. Экскурсии К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Экскурсии в «Каменную чашу», « Сосновый бор», в село « Ширяево», поездка на « Царёв курган» повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, способствуют воспитанию любви к родному краю, расширяют знания учащихся о природе Самарской области. Визитные карточки В(5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми с большой любовью и интересом. С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными. Компьютерный эксперимент Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Некоторые эксперименты учащиеся 5 8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей. Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие. Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации индивидуальных возможностей, для развития своих способностей. Демонстрационные материалы к уроку В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией. Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.). Появляется еще 1 категория учащихся - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается сомооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься. При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация. Уроки в компьютерном классе Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.). Включение межпредметных связей в познавательную деятельность раскрывает новые аспекты полученных знаний, приводит к осознанию целостности представлений о природе, развивается интерес к предмету. Внеклассная работа Большое значение в формировании положительной мотивации к изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология[1]. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса. Очень интересным оказалось мероприятие, проведённое в 5-х классах « Путешествие в подземное царство» Жизнь, застывшая в камне». Для учащихся 6-7 классов провожу внеклассные мероприятия « Загадки Лешего», « Бегство от загрязнения», « Кризис редуцентов или как уничтожить мусор?» [2] Для учащихся старших классов конференции « Спид -угроза жизни», « Курение или здоровье - выбирайте сами». В старших классах проведена сюжетно- ролевая игра-телепередача « Здоровье», дискуссия « Жить под чистым небом» Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время - помогают в подготовке к ЕГЭ - решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов - повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного отношения к процессу обучения и самообразования) - влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии. Заключение. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. В своей работе я использую различные формы и методы работы, которые способствуют формированию положительной мотивации в учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Литература. 1.Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.- 352 с 2.Высоцкая М.В.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах(исследование, интегрирование, моделирование) / Авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград.2004.-80с. 3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с. 4.Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001, № 8. 5.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.

Ответов - 0



полная версия страницы