Форум » Задания » Доклад » Ответить

Доклад

Надежда Горовая: Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в. В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в преподавании географии получил определенное развитие в первой половине XIX в. В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии “Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семенова. Начавшаяся в 70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям религии, самодержавия и схоластики. Некоторое оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в конце XIX—начале XX в. Однако при царизме в школах России родиноведение не получило массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время (См.: Н. Ф. Куразов. Методика преподавания географии. М., Учпедгиз, 1950, стр. 59). В условиях советской школы широко раскрылись двери просвещению. Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения. Развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем говорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д.)” (“Сборник руководящих материалов о школе”. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952, стр. 62—63.) Новый подъем школьного краеведения имел место после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Особенно широкого распространения он достиг в последние годы. Нет необходимости специально останавливаться на вопросе о том, почему в ходе развития советской школы краеведение в учебно-воспитательной работе с учащимися занимало и занимает значительное место. Достаточно лишь напомнить, что оно всегда было и есть могучее средство связи школы с жизнью, связи обучения и воспитания подрастающего поколения с практикой коммунистического строительства. Перед тем как перейти к анализу современного состояния краеведения в наших школах, остановимся на раскрытии понятий “краеведение”, “школьное краеведение”, “географическое краеведение”. По вопросу о краеведении написано немало работ. Однако до сих пор нет единого понимания термина “краеведение”. Обычно считается, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное или общественное явление на данной территории. Однако большинство авторов сходятся на том, что “краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т. е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности” (А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. (Избранные работы.) М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 74.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают, А. С. Барков рассматривал краеведение как “малую географию”, или, точнее, как “малое страноведение”. Однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения литературного, исторического, зоологического и т. д. Для преподавателей географии краеведение приобретает огромное значение потому, что, занимаясь им, они глубоко познают особенности природных условий, населения и хозяйства данной местности и имеют возможность дать учащимся отчетливое и всестороннее представление о ней. Учителя географии под краеведением понимают ознакомление учащихся в школе с географией окружающей местности. В опыте школ бытует понятие “школьное краеведение”, которое по своему содержанию включает в себя разностороннее изучение местного края. В связи с этим конкретное место для своих предметов в школьном краеведении находят учителя литературы, истории, биологии и географии. Благодаря синтезирующей, комплексной особенности географической науки преподаватели географии часто выступают организаторами, руководителями школьного краеведения. Основной целью школьного краеведения является решение образовательно-воспитательных задач школы. Следовательно, под школьным краеведением понимается изучение силами учащихся под руководством учителей (главным образом во внеурочное время) природы, населения, хозяйства, истории и культуры близлежащей местности, своего района, области. Школьное краеведение позволяет теснее связать воспитание и образование молодежи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами по коммунистическому строительству. Школьное краеведение — одна из важных форм организации общественно полезного труда учащихся. Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место к р а е в е д ч е с к и й п р и н ц и п в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии. Ва протяжении всей истории развития советской школы преподаватели географии находились в рядах самых активных краеведов. Чаще всего в школах географы выступали организаторами и руководителями краеведческой работы. В масштабе всей страны большую практическую и теоретическую работу в области краеведения выполняли известные ученые-географы: профессора А. А. Борзов, А. С. Барков, А. А. Половинкин, В. А. Кондаков я многие другие. Эти примеры не случайны и объясняются тем, что география — наука комплексная, обладающая возможностью через обобщение и установление связей между различными краеведческими явлениями и фактами создать целостное и всестороннее научное представление об определенной территории.Когда- собрано необходимое количество краеведческого материала, продумываю, как лучше использовать его на различных этапах урока, чтобы успешнее решать вопросы связи обучения географии с жизнью, с практической деятельностью людей. Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку. Здесь я собираюсь рассказать о том, при изучении каких тем курса и как мне приходилось использовать накопленный, краеведческий материал. При изучении темы “План и карта” привлекается план родного колхоза. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план. Для закрепления этих знаний и умений был проведен урок практической работы с планом. Урок был оборудован учебной топографической картой с помещенной внизу панорамой местности и условными знаками — планом родного колхоза. Вначале рассматривается панорама местности и сравнивается с топографическим планом. Затем переключаю внимание детей на план родного колхоза. Дети говорят, в каком направлении вытянуты улицы нашего села. На плане колхоза учащиеся показывают направление главных улиц. К плану вызывается ученик, который указывает, где расположена школа, фермы, ветродвигатель и т. д. Каждому учащемуся в классе предлагается определить, где расположен на плане его дом. Вызывается другой ученик и по плану дает характеристику пути от школы до молочнотоварной фермы. Если отвечающий ученик что-либо пропускает “указать на местности, его рассказ дополняется учащимися с мест. Следующий ученик, вызванный для ответа, пользуясь масштабом плана, измеряет расстояние от школы до колхозного склада и говорит, как меняется направление пути. Подобные задания выполняют 3—4 ученика. •Затем задание получает весь класс: охарактеризовать по плану колхоза путь от школы до своего дома, назвать предметы, встречающиеся на пути, и указать, как будет меняться направление при движении из школы домой и из дома в школу. Учащиеся быстро рассматривают план заданного пути. Для ответа с места подбираю 2—3 учеников, на пути которых больше встретится характерных местных ориентиров (например: магазин, овраг, электростанция и т. д.), поворотов. Обычно все дети хотят рассказать о своем пути по плану. Они не только характеризуют путь, но и измеряют расстояние. Такая практическая работа, на наш взгляд, очень ценна при изучении данной темы. Ведь здесь дети “путешествуют” по такому плану, на котором им хорошо известен каждый столб, каждый камень, а также хорошо известно действительное расстояние, которое они видят на плане в уменьшенном виде. Во время этих “путешествий” по своей местности дети идут не по отвлеченным условным знакам. Перед ними возникают образы живых, известных им ориентиров. После такой работы они хорошо ориентируются на любой топографической карте.Изучение опыта краеведческой работы в школах показало, что внимание к краеведению на местах основано на глубоком убеждении учителей и руководителей школ, что у учащихся-краеведов вырабатываются прочные умения наблюдать, собирать и обрабатывать накопленные материалы в виде статистических данных, различных графических работ, альбомов, карт, схем и т. д. Учителя отмечают, что краеведение стало не только важным средством обучения и воспитания, источником разносторонних знаний о жизни страны, но и широкой ареной для применения полученных знаний и умений на практике. Перед юными краеведами открываются широкие горизонты деятельности, позволяющие выбрать работу в соответствии с развитием и интересами учащихся. Можно, вероятно, утверждать, что правильно организованная краеведческая работа — одно из важнейших условий и средств для решения задачи по всестороннему развитию школьника. Вместе с этим следует отметить, что занятие краеведением оказывает исключительное по своему значению воздействие и на учителя, способствуя совершенствованию и углублению его знании и педагогического мастерства. Многие учителя-краеведы стали маяками передового опыта, некоторые из них успешно занимаются научными исследованиями в области методики обучения географии. Ярким доказательством научно-педагогического роста учителей-краеведов служат их выступления с докладами на совещании по краеведению, по материалам которого составлен настоящий сборник. Анализ краеведческой деятельности школ позволил отметить ее положительные стороны, выявить упущения и трудности, обнаружить рациональные тенденции в этой работе, которые следует развивать, совершенствуя школьное краеведение в целом и географическое в частности. Выделим те вопросы краеведения, которые слабо или совсем не. решаются в опыте. 1. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что наряду с большим подъемом краеведческой работы еще далеко не в каждой школе краеведение по географии заслужило должное признание и развитие. С таким положением сейчас мириться никак нельзя. 2. Гораздо большее развитие в опыте краеведения по географии отводится изучению природы и еще слабо развивается изучение местного хозяйства и населения в страноведческом и экономико-географическом плане. Эту важную сторону географического краеведения следует усилить. 3. Пока большее место в краеведческих материалах занимают данные, характеризующие отдельные элементы природы. Это можно рассматривать как первый этап. Реже краеведческая работа завершается комплексной, страноведческой характеристикой края. А это, на наш взгляд, должно быть главным итогом работы. 4. Настала пора, когда с учетом опыта и теоретических обобщений можно наметить систему географо-краеведческой работы в школе. В ней надо, опираясь на передовой опыт, обосновать содержание, формы и методы краеведения по школьной географии. 5. До сих пор самым трудно решаемым вопросом в опыте краеведческой работы является использование краеведческих материалов в преподавании географии, т. е. проблема краеведческого подхода в преподавании основ географической науки в школе.

Ответов - 0



полная версия страницы