Форум » Задания » Доклад: Российская Федерация. » Ответить

Доклад: Российская Федерация.

Горовая Надежда: Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов. Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Согласно Конституции (ст. 74), на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов в и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»,* а также иными федеральными нормативными (актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров. *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 94. 30 ноября 1995 г. принят Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»,* который определяет статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. *См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской , Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г.* Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства. *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112. Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации – одну из палат федерального парламента – входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. К системе права Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента Российской Федерации; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и т.д. Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов. Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и к конечном счете чревато развалом Российской Федерации. Ядром системы права Российской Федерации служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всей Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»* к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты. *См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №3. Ст. 89. Объектами, составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации. Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, состав которого определяется Президентом России. Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»* в этот свод входят: Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Спасо-Кижский погост, Республика Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации (Московская область); Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна» (Тульская область); Жостовская ордена «Знак Почета» фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московская область); Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург); Российский государственный архив древних актов (г. Москва). *См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 45. Ст.4334. К объектам, необходимым для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, относятся государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды; имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР. В число этих объектов включены также высшие учебный заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, ряда министерств Российской Федерации, государственных научных центров; предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов; предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений; предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение, и др. К объектам оборонного производства относятся все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях – независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Объектами отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, являются: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации); предприятия топливно-энергетического комплекса предприятия и объекты электроэнергетики (за исключением объектов инженерной инфраструктуры городов); предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме объектов инженерной инфраструктуры городов); федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радио-передающие центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станцин и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромпых видов рыб, серпентарии. В число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, входят также предпреятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции. Постановление определяет круг объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Это предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг); крупнейшие предприятия народного хозяйства; предприятия атомного и энергетического машиностроения; предприятия рыбопромысловой промышленности; зверосовхозы; государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов исполнительной власти Российской Федерации; учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта (кроме находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,* а также относящихся к муниципальной собственности) научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений – и эти объединения; предприятия автомобильного транспорта (кроме объектов городского пассажирского транспорта); предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений; предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и информации Российской Федерации;** средние специальные и профессиональные учебные заведения предприятия о6щереспубликанского значения в строительстве, производстве стремительных материалов и конструкций оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение; предприятия, включенные в перечень, организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. *В настояще время: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. **В настоящее время Государственный комитет Российской Федерации по печати. Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. В федеральной собственности находятся земельные участки и иные природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуемся наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»,* официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. *См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1593. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону. Организация денежного обращения возлагается на Центральный банк России, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, устанавливает признаки платежности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; определяет порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным банком России в соответствии с ее законодательством. В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов. К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации. Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР»,* согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации. *См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740. Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории.* *См. также: Декларации о языках народов России Ведомости Съезда народных депутатом РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1742. К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организации, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах. Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права. Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств. Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир. Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, – а также ее столица – город Москва. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), государственные флаг, герб и гимн Российском Федерации, их описание и порядок официального использования устанавлинаются федеральным конституционным законом. В соответствии с Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г.* Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3

Ответов - 2

Францева Дарья: Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие. Татары Само название — татарлар. В Российской Федерации — второй по численности (5554,6 тыс. чел.) народ после русских. Проживают также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Китае и многих других странах мира. Численность татарского населения в дальнем зарубежье от 100 до 200 тысяч человек. Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3—4 векам и связано с эпохой Великого переселения народов. Оседая в Приуралье иПоволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5—7 веках прошла вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7—8 веках в Поволжье из Приазовья пришли тюркоязычные булгарские племена, которые в 10 веке создали государство — Волжско-Камскую Булгарию. В 13—15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нивелировка их языка и культуры. В 15—16 веках, в период существования Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, произошло формирование отдельных татарских этносов — казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, крымские татары. До 20 века основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело). Материальная культура татар испытала влияние культур народов Средней Азии, с конца 16 века — русской культуры. Традиционным жилищем волго-уральских татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служил казакин, зимой — стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитый бархатный колпак и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма богатых женщин было характерно обилие металлических украшений. Большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с X в. и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав Московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как меселман, т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности. Татары никогда добровольно не входили в Россию и никогда добровольно не выйдут из нее. Потому что современная Российская Федерация — историческая и единственная Родина нашего народа. В других странах татары оказались по воле судьбы, в результате экономических неурядиц, политических катаклизмов. Исход поволжских татар в Турцию в конце 19 века случился из-за насильственного крещения и национального гнета. В Германию и США моих соплеменников забросили мировые войны. В Финляндии они оказались вместе с частью Эстляндии после изменения границ в 1919 году. В Среднюю Азию их перенесли ветры гражданской войны и страшный голод. И всегда их тянуло к территории России. Потомки эмигрантов едут, чтобы увидеть Волгу, Урал, Татарстан, Башкортостан, Оренбургскую, Пермскую, Самарскую, Симбирскую или Омскую земли. Живущие вдали, они помнят запах родины, которую и сами, может, никогда не видели. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...» — такими словами начинается Конституция страны. В ней установлено равенство наций во всех сферах. «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Федеральными законами установлено, что в регионах компактного проживания этнических общностей язык и культура местного населения развиваются не только в домашних условиях. Существуют формы объединения и самоуправления национальных общин. Есть еще два десятка национальных республик, округов, где государственная поддержка этносов весьма ощутима. Без Республики Татарстан были бы немыслимы школы, учреждения культуры, татарская наука и СМИ в регионах проживания татар.

Францева Дарья: Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие. Татары Само название — татарлар. В Российской Федерации — второй по численности (5554,6 тыс. чел.) народ после русских. Проживают также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Китае и многих других странах мира. Численность татарского населения в дальнем зарубежье от 100 до 200 тысяч человек. Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к 3—4 векам и связано с эпохой Великого переселения народов. Оседая в Приуралье иПоволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5—7 веках прошла вторая волна продвижения тюркоязычных племен в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7—8 веках в Поволжье из Приазовья пришли тюркоязычные булгарские племена, которые в 10 веке создали государство — Волжско-Камскую Булгарию. В 13—15 веках, когда большинство тюркоязычных племен входило в состав Золотой Орды, происходила нивелировка их языка и культуры. В 15—16 веках, в период существования Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, произошло формирование отдельных татарских этносов — казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, крымские татары. До 20 века основная масса татар занималась земледелием; в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело). Материальная культура татар испытала влияние культур народов Средней Азии, с конца 16 века — русской культуры. Традиционным жилищем волго-уральских татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служил казакин, зимой — стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитый бархатный колпак и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма богатых женщин было характерно обилие металлических украшений. Большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с X в. и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав Московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как меселман, т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности. Татары никогда добровольно не входили в Россию и никогда добровольно не выйдут из нее. Потому что современная Российская Федерация — историческая и единственная Родина нашего народа. В других странах татары оказались по воле судьбы, в результате экономических неурядиц, политических катаклизмов. Исход поволжских татар в Турцию в конце 19 века случился из-за насильственного крещения и национального гнета. В Германию и США моих соплеменников забросили мировые войны. В Финляндии они оказались вместе с частью Эстляндии после изменения границ в 1919 году. В Среднюю Азию их перенесли ветры гражданской войны и страшный голод. И всегда их тянуло к территории России. Потомки эмигрантов едут, чтобы увидеть Волгу, Урал, Татарстан, Башкортостан, Оренбургскую, Пермскую, Самарскую, Симбирскую или Омскую земли. Живущие вдали, они помнят запах родины, которую и сами, может, никогда не видели. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...» — такими словами начинается Конституция страны. В ней установлено равенство наций во всех сферах. «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Федеральными законами установлено, что в регионах компактного проживания этнических общностей язык и культура местного населения развиваются не только в домашних условиях. Существуют формы объединения и самоуправления национальных общин. Есть еще два десятка национальных республик, округов, где государственная поддержка этносов весьма ощутима. Без Республики Татарстан были бы немыслимы школы, учреждения культуры, татарская наука и СМИ в регионах проживания татар.



полная версия страницы